воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Чеченский язык и латиница




ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛУЮЩЕГО!


Предисловие


Когда-то давно на подъеме национальных чувств, думаю и с Вами часто подобное случается, я решил поднять родной язык на новый уровень. Испытал невероятное «чувство бешенства» от того, что у наших соседей намного больше статей в Википедии, хотя у них меньшая численность народа, чем у нас. Я начал было выдавать статьи на гора на родном языке, но от чувства отвращения не с мог написать и пару предложений. Нет, причина была не в родном языке, причина крылась в буквах, на которых я писал.
Они были громоздки и сложны. При написании слова приходилось его произносить про себя, пытаться услышать в звуках, в каких сочетаниях будут стоять многочисленные мягкие и твердые знаки. Слова типа «Iедалдайшлахь, маьхькIамхошлахь» имели не читабельный, не эргономичный вид. Я проклял кириллицу, в рамки которой загнали Чеченский язык.

Первый Чепалг говран!



Желание писать пропало до тех пор, пока я не почувствую красоту написанного. Поэтому я обратил внимание на наше с Вами прошлое, когда мы писали на латинице.
](AdamZ , не в виде подмазы, но скажу, ты сильно на меня повлиял), решил с ним встретиться в реале в одной из «многочисленных» Мечетей Москвы.
После того, как отдали должное Богу, мы присели с ним в кафе и за чашкой чая, как казалось моему воспаленному воображению, начали решать судьбу Чеченского народа.
Взяв чеченскую латиницу, мы поняли, что знаки, которые там используются, не совсем вписываются в Юникод. Там их просто нет.

Придумали первый вариант:

Первый вариант Чеченского алфавита
О да, тогда, глядя на это, я чувствовал себя Кириллом и Мефодием одновременно.
У языка появилась эргономика.
После длительных экспериментов я пришел к выводу, что количество надбуквенных точек и палочек очень много, и не удобно печатать на латинской клавиатуре текст.
Размышляя, я понял, что буквы должны быть просты, и все должны использовать стандартную Qwerty-клавиатуру. Но мой мозг не был в состоянии как-то оптимизировать богатый звуками Чеченский язык к латинице.
Я мечтал о дне, когда Чеченцы со всего света будут писать и понимать друг друга.

Это случилось!



Это случилось! Сникерс с семками!
Реклама одноименного шоколада.
Будучи убитый горем, я даже перестал заходить на чеченскую Википедию, о возрождении которой я мечтал. Боясь увидеть этот кириллический шрифт и думая, что мои мечты не воплотятся в реальность, я избегал любые мысли об этом. Даже придумал себе как всегда диагноз ЧЕВИКИФОБИЯ.
Думал, что это не излечимо, пока не набрел вчера на организацию
«NEENAN METTAN GHILLAQHAN C’A», что на нашем родном
значит «Дом культуры родного языка».

Логотип у них такой;
Логотип NEENAN METTAN GHILLAQHAN C’A»


В середине в виде дома написано по-французски. Логотип я переделал, потому что он чудовищен. Для примера сделаем свой:

Ислам
green


Небо
Blue


Гламур)
pink



Ну так вот, зачем я о них рассказываю. Они на более официальном уровне предложили вот такой алфавит:
Алфавит 2011

Конечно пока мало, что понятно. Но уже ясно, что они добились того, что убрали не стандартные знаки в виде палок и точек над буквами.

По этой ссылке можно ознакомится с полной версией-> Ссылка

Что мы должны сделать!


Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял.
Альберт Эйнштейн


Думаю, что никто не будет спорить с тем, что переход на латиницу неизбежен. 200-тысячная диаспора в Европе, 50-тысячная — в Турции… Ну не имеет смысла перечислять дальше, сколько людей покинуло Родину.
Знаю, что не имею права писать на Русском языке про судьбу Чеченского языка, но писать кириллицей на Чеченском было бы 1аламат хала!

Мое предложение:
— Мы создаем подраздел сайта на checom.org/ и начинаем активно внедрять, изучать, публиковать азбуку и прочую литературу; создаем мощный языковой ресурс.
Кто поддерживает, пишем комменты. Кто не поддерживает — пишем почему.

Всем спасибо за внимание!">

Комментариев нет:

Читать в Яндекс.Ленте
счетчик посетителей сайта
myspace.comdatingdirect
Besucherzahler www.girlsdateforfree
счетчик для сайта